С какого срока лицо считается привлечённым к административной ответственности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого срока лицо считается привлечённым к административной ответственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Гражданин может привлечься к административной ответственности только в том случае, если его вина доказана в полном объеме. Наказание вменяется только за те административные правонарушения, которые совершило лицо.

Комментарий к Ст. 4.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Вынесение постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ) влечет наступление юридически значимых последствий, связанных, во-первых, с обязательностью исполнения постановления по делу об административном правонарушении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (см. комментарий к ст. 31.2 КоАП РФ); во-вторых, с возникновением состояния административной наказанности лица, которому назначено административное наказание.

2. Состояние административной наказанности продолжается в течение: срока исполнения постановления о назначении административного наказания, продолжительность которого зависит от вида административного наказания (см. комментарий к ст. ст. 32.1 — 32.14 КоАП РФ), и срока, равного одному году со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и который может быть назван сроком давности погашения административного наказания.

3. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 31.1 КоАП РФ).

4. В случае назначения основного и дополнительного административных наказаний срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

5. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, он истекает в 24.00 последних суток этого года и не требует процессуального оформления.

Процедура привлечения

Административный процесс интересен своими особенностями. Так как одной стороной выступает лицо без юридического образования, а представителем обвинения является государство, распределение сил в конфликте неравное, поэтому внесены поправки в закон. Изменения касаются части представления интересов виновного лица в суде. Теперь лицо, не имеющее юридического образования, не может участвовать в качестве представителя в административном процессе.

Таким образом, виновное лицо не обязано доказывать отсутствие своей вины в содеянном. Доказательствами должна заниматься сторона государства.

При электронной фиксации правонарушения фото- или видеоаппаратурой протокол составляется автоматически, и лицо уведомляется о совершенном правонарушении путем почтового сообщения.

Если виновник задержан в процессе совершения правонарушения, должностное лицо фиксирует протокол на месте и знакомит гражданина с его правами и обязанностями. Кроме того, существует необходимость в понятых для подтверждения наличия правонарушения.

Юристы советуют гражданам помнить, что административный проступок совершен только в том случае, если:

  • доказано наличие события;
  • субъект достиг возраста 16 лет;
  • субъект вменяем;
  • не доказана крайняя необходимость;
  • нарушенная норма закона не утратила силу;
  • срок давности не истек.

При наличии состава административного правонарушения ведется одноименное производство, по результатам которого выносится решение о привлечении лица к ответственности и вменении ему наказания в соответствии с федеральным законодательством.

Нарушителям следует прислушаться к напоминаниям юристов о том, что виновное лицо имеет право обжаловать вышеописанное постановление в судебном порядке, воспользовавшись услугами профессионалов или действуя самостоятельно.

Статья 4.4 КоАП РФ. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

  1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
  2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
  3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
    1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
    2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
  4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Читайте также:  Отпуск по беременности и родам: сколько длится, как рассчитать

Статья 4.8 КоАП РФ. Исчисление сроков

  1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
  2. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
  3. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
  4. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
    Примечание. Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Адвокат по привлечению к административке в Екатеринбурге

Административные дела бывают не такими простыми, как кажется на первый взгляд. Кроме того, указанная категория дел имеет свою специфику, поэтому обращаться за юридической помощью следует к тем адвокатам, которые специализируются на данных делах.

В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» имеются адвокаты, одним из направлений деятельности которых является административное право и, соответственно, вопросы привлечения к административке.

Обратившись к нашим административным адвокатам Вы можете воспользоваться следующими услугами:

  • получение развернутой консультации по Вашему вопросу, связанному с привлечением к административке
  • изучение документов гражданина, связанных с привлечением Вас к административке
  • подготовку возражений на привлечение к администартивке
  • участие адвоката в качестве Вашего представителя при рассмотрении административного дела
  • подготовку жалобы на акт о привлечении к административной ответственности физического лица
  • сбор, запрос дополнительных доказательств Вашей невиновности
  • иная юридическая помощь

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов.

Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения.

В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п.

Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд.

На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права.

Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Читайте также:  Льготы и скидки школьникам на ЖД билеты в 2023 году

Особенности статуса субъектов

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, — обобщенное понятие. Оно характеризует субъекта, который совершил правонарушение, предусмотренное в Особенной части Кодекса, в других статьях федеральных законов и прочих нормативных документов. Каждое лицо обладает конкретным правовым статусом. Существует несколько подходов к раскрытию этого понятия. Однако все авторы сходятся во мнении, что статус формируется совокупностью возможностей, обязанностей и свобод, а также реальных гарантий их реализации. В подтверждение этой формулировки можно привести высказывание Воеводина. Автор указывает на то, что в любой стране статус личности, кроме свобод и возможностей, должен включать в свою структуру и обязанности. Дело в том, что без последних осуществлять нормативное регулирование поведения индивида нельзя. Основы статуса личности в РФ закрепляются в Конституции. Установленные в гл. 2 положения могут изменяться только в порядке, предусмотренном в Основном Законе. Статус субъектов, привлекаемых к ответственности, возникает с момента совершения противоправного деяния. Его можно определить как систему, регулирующую отношения между уполномоченным органом и гражданином, к которому применяются меры воздействия.

Проблемы применения наказаний к организациям

Сложности привлечения к ответственности юрлиц обусловлены тем, что институт административного наказания тесно граничит с нормами финансового и гражданского права. В этой связи проблема вызывает особый интерес и требует самостоятельного изучения. Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, значит должно быть соответствующее постановление уполномоченного органа. Следует учесть, что решение этого вопроса не относится к компетенции МВД. Административные правонарушения могут выявляться в рамках выездных проверок, при подаче документов в регистрирующие органы и пр. Необходимо иметь в виду, что меры воздействия могут применяться только при соблюдении процедур, предусмотренных законодательством. В частности, нормами предписана фиксация и изучение доказательств в рамках возбуждения производства, рассмотрение собранных материалов и пр.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 4.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

С момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию.

Таким образом, лицо считается подвергнутым административному наказанию как в период исполнения административного наказания, так и в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, то есть со дня фактического окончания исполнения назначенного наказания.

После истечения одного года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

Если административное наказание – предупреждение, то началом течения срока будет являться день назначения наказания.

Если назначен административный штраф, административный арест, наказание в виде лишения специального права, административного приостановления деятельности, то начало течение годичного срока будет совпадать с днем оплаты штрафа, днем окончания отбывания административного ареста, с истечением срока лишения специального права или административного приостановления деятельности.

Необходимо помнить, что повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для наказания срока считается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Источник

Понятие, функции и принципы института административной ответственности

Правовые нормы, устанавливающие основания и меры административной ответственности, порядок привлечения к административной ответственности, а также статус участников правоотношений, складывающихся по поводу привлечения правонарушителя к административной ответственности, составляют институт административной ответственности.

По своей сути институт административной ответственности является институтом административного права, который состоит из материальных и процессуальных норм административного права, призванных охранять общественные отношения, урегулированные иными административно-правовыми нормами, нормами экологического, трудового, финансового и другими отраслями права.

Как институт административного права административная ответственность оказывает определенное воздействие на общественные отношения в сфере административно-правового регулирования.

Административная ответственность должностных лиц

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.

Читайте также:  Пособие по временной нетрудоспособности в 2023 году

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности».

Штраф за распитие спиртных напитков

Если анализировать весь массив судебных дел, в рамках которых рассматриваются административные правонарушения, то распитие спиртных напитков в общественных местах занимает одно из лидирующих мест. Основные причины серьезности проступка заключаются в следующем:

  • загрязнение природы выброшенными бутылками;
  • негативный пример для подрастающего поколения;
  • пренебрежение нормами общественной морали.

Согласно нормам законов, к общественным причисляются места, где:

  • посторонние люди могут появиться в любое время дня и ночи;
  • возникают скопления людей;
  • не находятся в частной собственности.

К таким местам можно отнести:

  • административные помещения;
  • территории предприятий и организаций;
  • улицы и площади;
  • парки, скверы;
  • общественный транспорт.

ВАЖНО!!! Штраф за распитие спиртных напитков согласно нормам п.1 ст.20.20 КоАП в общественных местах составляет от 500 до 1000 российских рублей.

Логика фиксации этого правонарушения состоит в том, что государство прилагает максимум усилий к повышению общественной культуры и культуры поведения граждан.

Последствия назначения предупреждения

По правилам статьи 32.1 КоАП РФ, санкций в виде предупреждения исполняется путем вручения или направления нарушителю копии постановления. Это должен сделать суд, либо иной уполномоченный орган, рассматривавший дело. С момента вручения или направления акта наказание считается исполненным.

Факты вынесения предупреждения не означает, что лицо было освобождено от административной ответственности. При повторном выявлении аналогичного проступка, либо совершения иного правонарушения, наличие административной санкции будет учитываться при назначении нового наказания, на ранее вынесенное предупреждение это не повлияет, но сохранится даже при установлении мер воздействия за новый проступок. Наказание в виде предупреждения сохраняет последствия в течение года после вступления постановления в силу.

Скачать образец протокола об административном правонарушении


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *