🟢 Новый порядок организации и проведения предрейсовых, предсменных медосмотров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «🟢 Новый порядок организации и проведения предрейсовых, предсменных медосмотров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Как водители будут проходить дистанционные медицинские осмотры с 1 сентября 2023 года

По решению работодателя водители смогут проходить предрейсовые медицинские осмотры дистанционно, без посещения медицинской организации и без присутствия медицинского работника.
Дистанционный медосмотр подразумевает использование телемедицинского диагностического оборудования, которое передаёт информацию о сотруднике и состоянии его здоровья.

Водитель должен быть идентифицирован, чтобы затем пройти следующие процедуры:

  • Измерение температуры, давления, пульса;
  • Измерение чистоты дыхания на наличие паров алкоголя;
  • Проверка адекватности поведения и речи и пр.

Водители, которые будут проходить предрейсовые медосмотры дистанционно, должны 2 раза в год проходить очные химико-токсикологические исследования на определение наличия (отсутствия) в организме наркотических и психотропных веществ и их метаболитов.

Дистанционный медосмотр будет недоступен следующим категориям работников:

  • водители междугородных пассажирских автобусов, на маршрутах более 300 км,
  • водители, перевозящие организованные группы детей,
  • водители, перевозящие опасные грузы.

Особенности актуального законопроекта

Основные изменения в новом проекте, подготовленном Министерством здравоохранения, касаются возможности легального «использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья». Подобные корректировки в законодательстве позволяют на законных основания осуществлять дистанционный предрейсовый осмотр водителей с помощью программно-аппаратного комплекса.

При этом обязательным по-прежнему остаётся именно предрейсовый осмотр. Контроль здоровья сотрудника, управляющего транспортом, во время смены и после неё осуществляется по решению руководителя предприятия с согласия самого водителя. Послерейсовые осмотры обязательны только для сотрудников, занимающихся:

  • Транспортировкой опасного груза;
  • Организованной перевозкой детей;
  • Регулярными международными сообщениями по маршрутам с протяженностью от 300 км.

Обоснования изменений в законодательстве

Согласно законопроекту, разные способы контроля здоровья водителя позволят существенно сократить количество аварийных ситуаций, связанных с плохим или нетрезвым самочувствием водителей коммерческого транспорта. При этом текст законодательного акта предполагает, что даже в случае удаленной проверки здоровья результат будет максимально точным и беспристрастным.

Приложение к закону также отмечает, что субъекты предпринимательской деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства в своей деятельности, не понесут финансовых потерь в связи с обновлением законодательства.

Читайте также:  Северянам хотят вернуть прежний возраст выхода на пенсию

Осуществить проверку здорового состояния водителей перед рейсом в любом формате можно в нашей компании: для получения бесплатной консультации достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте! Мы помогаем любым клиентам избегать штрафов и быть уверенными в том, что их сотрудники находятся за рулем в здоровом и бодром состоянии.

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

При этом:

  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Виды медицинских осмотров

Согласно статьям 214 и 220 ТК РФ, работодатель обязан за собственные средства организовывать для сотрудников компании проведение медосмотров. Они могут быть нескольких видов:

  • обязательные предварительные (при трудоустройстве);
  • периодические (в ходе работы);
  • предсменные, предрейсовые (для проверки признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, острого профзаболевания, алкогольного, наркотического или токсического опьянения);
  • послесменные, послерейсовые (аналогично предрейсовым);
  • обязательные психиатрические освидетельствования (для определения пригодности к работе по состоянию психического здоровья);
  • внеочередные (например, после потери трудоспособности);
  • химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Нормы приказа № 835н о проведении предрейсовых медосмотров водителей

Основной особенностью приказа Минздрава РФ № 835н является то, что данный документ регулирует не только вопросы проведения предрейсовых осмотров, но и организацию предсменных, послесменных и послерейсовых осмотров работников. При этом к числу обязательных для всех водителей медицинских мероприятий относят только предрейсовое освидетельствование – все остальные осмотры касаются исключительно водителей автомобилей, относящихся к экстренным службам. Кроме того, осмотры после рейса должны проходить водители, осуществляющие перевозку пассажиров, а также транспортировку опасных грузов. Это правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере перевозок.

Штрафы для предпринимателей

Индивидуальные предприниматели так же должны соблюдать закон и организовать прохождение предрейсовых осмотров для сотрудников. За отсутствие медицинского штампа в путевом листе, наказание получат и водитель, и работодатель.

Если нет медосмотра у сотрудника, он заплатит штраф в 3000 рублей. А ИП будет наказан значительной суммой в 30 000 рублей.

ООО «АИР-Профмед» готова предоставлять услуги по проведение предрейсовых, а также послерейсовых осмотров на постоянной основе.

1.Выезжаем на территорию заказчика.

2.Грамотно заполняем необходимые документы.

3.Проверяем присутствие положенных печатей и штампов.

4.Обеспечиваем неподкупное и достоверное обследование.

Работаем с организациями и предприятиями, любых правовых форм собственности. Наши услуги доступны для водителей государственных и частных учреждений.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что шофер находится в состоянии токсического или наркотического опьянения?

К внешним клиническим признакам такого состояния любого человека, в том числе и водителя, относятся:

  1. Изменение поведения человека:
  2. Неадекватное поведение, которое нередко сопровождается нарушением общественных норм, попытками диссимуляции, демонстративными реакциями.
  3. Сонливость или, напротив, повышенная возбужденность, заторможенность состояния.
  4. Эмоциональная неустойчивость, сопровождающаяся перепадами настроения.
  5. Замедление или ускорение темпа мышления.
  6. Изменения вегетативно-сосудистых реакций
  7. Бледность кожных покровов или их гиперемия, мраморность.
  8. Сухость кожи, слизистых.
  9. Брадикардия, тахикардия.
  10. Расширение или чрезмерное сужение зрачков.
  11. Их вялая реакция на световое раздражение.

Нарушения в моторике двигательных реакций:

  1. Заторможенность или, напротив, двигательное возбуждение.
  2. Пошатывание при резких движениях.
  3. Ошибки при выполнении координаторных заданий.
  4. Тремор рук, языка, век.

У кого хранится журнал предрейсого осмотра водителей?

Журнал регистрации предрейсовых медосмотров должен храниться на предприятии. Чтобы в случае проверки его можно было предъявить. Рекомендуется иметь бумажный вариант (прошнурованный и пронумерованный) ведения записей, но не возбраняется электронный аналог.

Остается маленький нюанс: в электронном виде журнал подписывается медиком, имеющим усиленную электронную подпись. Водитель, как правило, ее не имеет, поэтому его подпись может отсутствовать. Этот вопрос лучше согласовать с компетентными органами.

Страницы журнала могут запросить для проверки, поэтому должна быть возможность распечатать их на бумаге. Строгих рекомендаций по форме ведения записей нет. Поэтому главное – прописать дату, данные о водителе и результаты его осмотра.

Нужны ли осмотры водителям, имеющим свое ИП и работающим с компанией по договору?

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий

Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:

  • проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • измерение его температуры и давления;
  • визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
  • расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.

Особенности проведения осмотра

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:

  • в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
  • в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.
Читайте также:  Составляем Доверенность от ИП на получение производственных грузов

Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).

Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:

  • от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
  • до 20000 рублей за 45-50 человек.

Соотношение времени медосмотра с рабочим временем

Между работодателем и членами его коллектива часто возникает спор, касающийся вопроса регулирования времени прохождения осмотра и включения его в общую продолжительность трудового дня. Трудовой кодекс (ч. 3 ст. 213) дает однозначный ответ и не допускает иной интерпретации: время прохождения данных медицинских обследований учитывается при расчете общей продолжительности рабочего дня. То есть сколько бы ни продолжалось обследование, это не может быть причиной продления времени труда. Соответственно, за специалистом сохраняется его средний заработок при прохождении данной обязательной процедуры.

На практике же, к сожалению, часто встречаются ситуации, когда работник вынужден тратить личное время для посещения медика и получения заключения. Об этом свидетельствуют многочисленные решения судов различных инстанций, также встающих на сторону трудящегося (в частности, см. постановление Верховного суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Отметки о медосмотре в путевом листе

Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.

Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.

Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.

Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.

Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *